Природа и цифры

Итальянский математик Леонардо Фибоначчи, который жил за 250 лет до другого Леонардо да Винчи, любил гулять по лесу и размышлять. Например, о том, с какой геометрической прогрессией рождаются кролики. Неизвестно, долго ли он над этим думал, но именно размышляя о кроликах, придумал числовой, рад, каждое последующее число которого являлось суммой двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597 и так до бесконечности. Стоило Фибоначчи вывести эту закономерность, как ее проявления стали проявляться по всюду. Так как Фибоначчи любил гулять, первая закономерность бросилась ему в глаза на лесной поляне. У ириса он насчитал 3 лепестка, у лютика 05, у некоторых дельфиниумов 8, у разных видов маргариток 34, 55, 89. Понаблюдав, как прорастает из земли тысячелистник, ученый, к своему удивлению, обнаружил, что сначала появляется один листик, потом два, чуть позже три, затем пять восемь тринадцать. И никогда по-другому! Но тогда Фибоначчи даже не предполагал, насколько близко ему удалось приблизиться к разгадке одной из величайших тайн мироздания.

Позднее ученые установили, что выведенная Фибоначчи числовая закономерность не единственная. Если поделить все числа ряда Фибоначчи друг на друга, мы получаем новый ряд, каждое число в котором так же будет суммой двух предыдущий. При делении большего числа на меньшее результат будет стремиться к числу 1,618, при делении меньшего на большее 0,618. Они называются числами фи. Величина фи 1,6180339 вошла в историю живописи и архитектуры как Золотое сечение.

Число бесконечно. Как частное от деления двух соседних чисел пропорции оно все время стремиться к 1,618 и никогда не приближается к ней. Каждая следующая дробь то меньше, то больше фи. Можно подключить к расчетам самые мощные компьютеры, и они исчерпают себя и остановятся, а число фи будет продолжаться.

Анализируя возможности применения этого числового ряда к природным феноменам, объектам и процессам, ученые, к величайшему своему изумлению, поняли, что эти числовые закономерности присутствуют буквально во всем: в растениях, животных, человеке. Как оказалось, пропорция фи универсальный код Вселенной, который воспринимается человеческим сознанием во всей информационной и эмоциональной полноте. Вот почему мы воспринимаем ландшафт не как набор прямых  линий и углов, а как гармонию и красоту природы. Вот почему нас волнуют произведения искусства, в которых соблюдены пропорции фи Золотого сечения.

Кладезь пропорций фи человек. Каждый зуб, губы и нос, глаза, пальцы рук и ног, основные чакры все соотносится друг с другом согласно пропорциям Фибоначчи.

Наиболее интересно пропорция фи проявляется в спиральных структурах: раковина улитки, цветок подсолнуха, рога животных, сосновые шишки и Галактика. Саморазвитие жизни происходит по спирали, которая стала символом эволюции. И живем мы в спирали. Если посмотреть на снимок Галактики, то по форме это две спирали темная и светлая, раскручивающиеся под углом 180  градусов, как бы противостоя друг другу. Ученые делят спирали на левосторонние женские и правосторонние мужские. Или активные и пассивные. Если мы заключим эти спирали в круг, у нас получится даосский символ инь-ян, воплощающий устройство Вселенной, принцип перетекания активного в пассивное и наоборот. Так Вселенная через универсальный код дала возможность человеку постичь себя рациональным, научным путем и через сакральные учения, основанные на активизации подсознания.

О закономерностях хаоса

В начале октября на берегу Черного моря я рассеяно наблюдал, как стаи птиц скользили тенями вдоль берега. Как красиво, подумал я и почему-то посчитал, сколько было птиц в той стае. Оказалось двадцать одна. От основной стаи отстало несколько птиц, и они догоняли ее группами по 3 и 2. Только эта стая исчезла на фоне темного моря, как появилась следующая. В ней было 54 птицы! Это пример числового распределения в самоподобных структурах, которыми и являются птичьи стаи. Но ведь в стаи птицы сбиваются, следуя природному инстинкту, а значит хаотично.

Исследовавший теорию хаоса Банойт Мандельброт утверждает, что хаос порождает закономерности, внутри которых тоже лежат числовые соотношения ряда Фибоначчи. Вот что по этому поводу пишет Мандельброт: Почему геометрию часто называют холодной и сухой? Одна из причин в ее неспособности описать форму облака, горы, дерева или берега моря. Облака это не сферы, горы  не конусы, берега не окружности, и кора дерева не является гладкой, и молния не движется по прямой Природа демонстрирует нам не просто более высокую степень, а совсем другой уровень сложности. Набор масштабов измерения длин объектов неограниченно велик и способен обеспечить бесконечное число потребностей Этот набор масштабов измерений называться фрактал. С помощью фракталов ученые пытаются описать недоступные линейной геометрии объекты. Новая геометрия так и называется фрактальная. Именно ей дано уловить закономерности вечно изменчивых форм. Люди тоже фрактал. Электрическая активность сердца рекурсивный (фрактальный) процесс. То же можно сказать и об иммунной системе, бронхиальных трубках, легких, печени, почках. Вестибулярном аппарате все это фрактальные структуры Особенно важно то, что человеческий мозг фрактален по структуре. Теоретически, работа мозга, вообще мышление, память людей, процесс обдумывания и самосознания все должно быть фрактально по структуре, - считает технический аналитик Билл Вильямс.

Осознав, что в природе все фрактально, мы в каком-то смысле проникаем в ее лабораторию. Если ввести в компьютеры уравнения Мандельброта, то на выходе возникнут деревья, пейзажи фантастические ландшафты. Самое удивительное, что при запуске той же программы заново получаются очень похожие параллельные миры вроде бы те же, и в то же время совершенно другие деревья, пейзажи и ландшафты.

В принципе, с помощью фракталов можно выявить структуру многих самоорганизующихся хаотических процессов. Ведь наше линейное восприятие, наши представления о жизни мешают нам эту жизнь воспринимать во всей ее много мерности. Из-за воза не видим паровоза. А между тем, казалось бы, спонтанно возникающие войны. Крушения, банкротства, равно, как  периоды благоденствия, на временной шкале можно зафиксировать и виде циклов и волн. И эти циклы и волны распределятся в точном соответствии с числовым радом Фибоначчи. Опытные аналитики очень часто замечают закономерность: новости о событии, которое повлияет на нашу жизнь, появляются именно тогда, когда ложатся на свою амплитудную и временную полочку, уготованную им радом Фибоначчи.

    А теперь вспомним: число фи бесконечно. У него нет ни начала ни конца. Значит, открывая все новые его появления во Вселенной и в себе самих, мы сможем совершать удивительные открытия. Ибо спираль жизни бесконечна, как и число Фибоначчи.

Статья Владимира Лукашевича

назад

Используются технологии uCoz