МУМИЕ
Cреди
недоступных
гор плачут
каменные
исполины. Их
слезы,
застывая;
образуют
целебный
бальзам Члекарство
от всех
болезней.
Трудно найти
такую слезу,
но тот, кому
посчастливилось,
становится
самым
сильным и
здоровым
человеком в
мире...
Подобные
легенды вошли
в эпос разных
народов. В
Бирме это
вещество
называют лчао-туи╗
Ч кровь горы, в
Монголии и
Тибете Ч лбарагшун╗,
лсок скалы╗, в
Сибири Ч лкаменное
масло╗. В
Египте оно
было
известно как
лиллирийская
смола╗.
Но
существует и
иная версия
возникновения
мумие. Кое-кто
из
лингвистов
утверждает,
что само это
слово Ч
греческого
происхождения,
в буквальном
пенреводе лсохраняющее,
защищающее
тело╗. Другие
говорят, что
еще до греков
его
придумали
арабы, а
первоначально
лекарство
называлось
по персидски
Ч лмум╗. Мумие
напоминает
состав,
который в III
тысячелетии
до н. э.
египтяне
использовали
для бальнзамирования
тел умерших.
Известный
исследователь
древнеегипетской
культуры
Петер
Элебрахт
считает, что
одной из
причин
разграбления
пирамид и
других
захоронений
был именно
мум. Сначала в
лечебных
целях
использовали
ткань, в
которую были
обернуты
мумии. Потом в
ход пошли и
сами тела
умерших.
Свидетельством
этому может
служить
сообщение
лекаря Абдэль-Лятифа,
сделанное
около 1200 года, о
том, что мумие,
полученное
из трех
человеческих
черепов,
продавалось
за
полдирхема (немалые
деньги для
того времени:
дирхем Ч
серебряная
монета весом
297 граммов).
Предприимчивые
купцы Каира и
Александрии
нанимали
египетских
крестьян для
раскопок
некрополей, а
найденные
человеческие
кости
размалывались
и
рассылались
во все концы
света...
Время
шло, и
популярность
некротического
лекарства
росла.
Шекспировский
Отелло носил
с собой
платок из лволшебной,
таинственной
ткани,
окрашенной
могильной
краской мумий╗.
Был период,
когда среди
высоконпоставленных
вельмож
появилась мода
иметь при
себе мешочки
с порошком из
мумий.
Известно, что
король
Франции
Франциск 1
никогда не
выезжал за
ворота
дворца без
заветного кожаного
кисета,
прикрепленного
к седлу
лошади...
Помимо
лечебных
свойств,
мумие
приписывались
и другие, не
имеющие
ничего
общего со
здоровьем
качества.
Король
Англии Карл II
втирал в кожу
порошок из
праха мумий,
веря, что это
сделает его
таким же
великим
правителем,
какими были
древние
фараоны. В
эпоху
Возрождения
живописцы добавляли
в краску
порошок из
мумий:
считалось,
что это
предохраняет
картины от
трещин.
Наверное,
тогда, на пике
популярности
препаратов
из мумий,
средневенковые
шарлатаны и
совершили
подменну
понятий. О
консерванте,
с помощью
которого
осуществлялось
бальзамиронвание,
лпозабыли╗, а
чудодейственными
лечебными
свойствами
стали наделять
мертвую
человеческую
плоть. Со
временем
трансформировалось
само понятие
лмумия╗ Ч так
начали называть
всевозможные
снадобья,
приготовленные
из тел
усопших, а
также, как
сказали бы
сейчас, из
продуктов
жизнедеятельности
живых людей.
Уже
в XIV веке для
приготовления
волшебного
зелья стали
использовать
трупы
недавно
умерших
людей и казненных
преступников.
Случалось,
что палачи
прямо с
эшафота
продавали
свежую кровь
и лчеловеческий
жир╗.
Французский
врач Ги де
Лафонтен из
Наварры в 1564
году писал,
что на складе
одного из
торговцев
мумие в
Александрии
были
обнаружены
груды тел
рабов,
предназначенных
для переработки
в
пресловутое
снадобье.
О
том, каким
образом это
делалось,
рассказывается
в книге О.
Кролла,
изданной в 1609
году в
Германии:
лВозьмите
неповрежденный
чистый труп
рыжеволосого
мужчины 24 лет,
казненного
не ранее
одного дня
тому назад,
предпочтительно
через
повешение,
колесование
или посажение
на кол...
Подержите
его один день
и одну ночь
под солнцем и
луной, затем
разрежьте на
крупные
куски и
посыпьте
порошком
мирры и алоэ,
чтобы он не
был слишком
горьким...╗
Был
и другой
способ:
л...Плоть
нужно
подержать
несколько
дней в винном
спирте, затем
подвесить в
тенечке и
высушить на
ветерке.
После этого
вам опять
понадобится
винный спирт
для
восстановления
у плоти
красного
оттенка.
Поскольку
внешний вид
трупа
неотвратно
вызывает
позывы
тошноты,
хорошо бы
месяц
вымачивать
эту мумию в
оливковом
масле. Масло
вбирает в
себя
микроэлементы
мумии, и его
тоже можно
применять в
качестве
лекарственного
средства,
особенно как
противоядие
от укусов
змеи╗.
Еще
один рецепт
предлагал
известный
фарманцевт
Николае
Лефевр в
своей лПолной
книге о хинмии╗,
изданной в
Лондоне в 1664
году. Прежде
всего, писал
он, нужно
отрезать
мышцы от тела
здорового и
молодого
мужчины,
вымочить их в
винном
спирте, после
чего
повесить в
сухом прохладном
месте. Если
воздух очень
влажный или
идет дождь, то
лэти мышцы
надо
повесить в
трубе и
каждый день
сушить их на
несильном
огне из
можжевельника,
с иголками и
шишечками, до
состояния
солонины,
которую
моряки берут
в дальние
плавания╗.
Считалось,
что человек,
умерший
насильственной
смертью, в
плане
изготовления
из него
целебных
препаратов
ценнее, чем
тот, кто ушел
из жизни
после
продолжительной
болезни (хотя
шарлатаны не
брезговали и
такими
трупами, а
также
останками
кошек и собак).
Многие
лекари того
времени подчеркивали,
что смерть
должна быть
быстрой и чиснтой.
Особенно
ценились
трупы людей,
погибших во
время
песчаных
бурь в
пустыне
Сахара.
Вопрос об изготовлении лтелесной мумии╗ не обошел своим вниманием и один из наиболее выдающихся врачей и естествоиспытателей XVI века Парацельс. В те времена лекарства из мумий по своей значимости сравнивались с лфилософским камнем╗, конторый искали алхимики. В трудах Парацельса рассказывается и о так называемой лспиритуальной мумии╗. Ее приготовляли из человеческого пота и... испражнений, высушенных на воздухе подальше от солнечных лучей, чтобы в них накопились эманации человечеснкого организма. Считалось, что для исцеления достаточно потереть кожу кусочком лспиритуальной мумии╗. Или можно закопать ее в горшок с комнатным растением Ч тогда сила мумии переходит в листья и стебель цветка. Полагали, что этот препарат был чемто вроде приворотного зелья, мог примирить врагов и восстановить мир между супругами.
Постепенно
технология
изготовления
лекарств из
человеческих
тел стала еще
более
изощренной.
Лекари
провозгласили,
что его
целительная
сила
увеличится,
если
использовать
труп
пожертвовавшего
собой
человека.
Проводились
параллели с
христианским
вероучением,
согласно
которому Иисус
Христос
отдал свою
жизнь во имя
искупления
человеческих
грехов. Во
время
причастия
верующие
символически
вкушают
кровь и плоть
Христову. И
появились
люди,
добровольно
соглашавшиеся
приннести
себя в жертву!
Например,
в одной из
стран
Аравийского
полунострова
мужчины в
возрасте от 70
до 80 лет отдавали
свои тела
ради
спасения
других. Они
ничего не ели,
только пили
мед и
принимали
ванны из него.
Через месяц
они сами
начинали
источать
этот мед в
виде урины и
фекалий.
После того
как лсладкие
старички╗
умирали, их
тела
помещали в
каменный
саркофаг,
наполненный
тем же медом.
Спустя сто
лет останки
вынимались.
Так получали
лекарственное
вещество Ч лконфекцию╗,
которое, как
считали,
могло
моментально
излечить
человека от
всех
болезней.
А в
Персии для
того, чтобы
приготовить
такой
препарат,
нужен был
молодой
человек до 30
лет. В
качестве
компенсации
за смерть его
некоторое
время хорошо
кормили и
всячески
ублажали. Он
жил как принц,
а потом его
топили в
смеси меда,
наркотиков и
лекарственных
трав, тело
запечатывали
в гробу и
вскрывали
только через
150 лет. Лечение
подобными лпрепаратами╗
практиковалось
во многих
странах
Ближнего
Востока и
Азии.
В
Бирме лучшим
лекарством
считался мед,
лнастоенный╗
на трупах,
которые
держали в нем
до кремации. А
мед, в котором
хранились
останки
монаха,
вообще был
панацеей от
всех
болезней.
В
Японии также
известны
случаи
священной
мумификации.
Некоторые
монахи
определенным
образом
голодали и
умирали,
после чего их
тела
бальзамировали
и на три года
помещали в
склеп. Потом
их
высушивали,
резали на
кусочки и
съедал и...
Считалось,
что все эти
лечебные
препараты
так или иначе
были
разновидностями
мумие. Нетрудно
заметить, что
никакие лслезы
каменных
великанов╗ в
рецептах не
упоминались...
Между
сторонниками
и
противниками
применения
мумие до сих
пор ведутся лпоединки╗.
Так, лет 15
назад в
журнале лХимия
и жизнь╗ была
опубликована
статья, автор
которой
исследовал
загадочное
вещество при
помощи
спектрального
метода. Он
обнаружил в
спектрах
мумие
характерные
сигналы
активных
групп каких-то
органических
соединений,
которым и
приписал
целебные
свойства
препарата.
Через
некоторое
время в том же
журнале
появилась
другая
публикация, в
которой
рассказывалось,
что
сотрудники
химического
факультета
МГУ упарили...
борщ из
университетской
столовой и
измерили спектры
полученной
массы. И эти
спектры
оказались
практически
аналогичными
спектрам
мумие! Обънясняется
это тем, что лактивные
группы╗
присутствуют
во всех
органических
соединениях.
По видимому,
такие же
результаты
мог бы дать и
анализ гуано
летучих
мышей...
Интересное
мнение
высказал
профессор Н.
Макаров, в
течение
многих лет
изучавший
мумие. Он
полагает, что
оно
представляет
собой набор
микроэлементов,
которые
составляют
основу
любого
организма.
Причем эти
микроэлементы
содержатся
не только в
живых
организмах,
но и в
продуктах их
распада.
Специалисты
из
лаборатории
Макарова
получили
такое
вещество
искусственным
путем. Оно
действительно
повышает
работоспособность
людей,
смягчает
последствия
радиационного
воздействия
и даже
усиливает
мужскую
потенцию.
Получается,
что,
изготавливая
лекарства из
человеческих
трупов,
средневековые
лекари не так
уж сильно
заблуждались!
Ведь еще
Парацельс в
свое время
сформулировал
идею лечения
лекарствами
из мумий: лДля
человеческого
организма
нет более
действенного
и
подходящего
лекарства,
чем само
человеческое
тело, доведенное
до состояния
медикамента╗.
И
между прочим,
не только в
прежние, лтемные╗
времена люди
могли дойти
до того, чтобы
есть
мертвечину
или
употреблять
внутрь
экскременты.
Вспомним
популярную в
наше
просвещенное
время
уринотерапию.
Или
интерферон,
привычное
для многих
средство от
простуды: в
основе его
лежит...
вытяжка из
покойников!
Вот
и получается,
что
однозначно
ответить на
вопрос, что же
такое мумие:
чудодейственное
лекарство
или афера,
растянувшаяся
на века, Ч наверное,
невозможно.
Официальная
медицина не
включает
мумие в
перечень
лечебных
средств, так
как
специалисты
до сих пор не
могут решить,
обладает ли
оно какими-нибудь
лечебными
свойствами.
Исцеляет оно,
является
опасным для
здоровья или
вообще не
оказывает
никакого
действия Ч
зависит,
скорее всего,
от
индивидуальных
особенностей
человека.
Возможно,
немалую роль
играет и настрой
пациента на
излечение.
Однако на
рынке этот
препарат
упорно
продолжают
рекламировать
как панацею
от всех бед. И
неудивительно:
во все времена
торговцы
надеждой
неизменно
получали
большие
прибыли.
Статью написала Мария Павлюченко