МУМИЕ

Cреди недоступных гор плачут каменные исполины. Их слезы, застывая; образуют целебный бальзам Члекарство от всех болезней. Трудно найти такую слезу, но тот, кому посчастливилось, становится самым сильным и здоровым человеком в мире...

Подобные легенды вошли в эпос разных народов. В Бирме это вещество называют лчао-туи╗ Ч кровь горы, в Монголии и Тибете Ч лбарагшун╗, лсок скалы╗, в Сибири Ч лкаменное масло╗. В Египте оно было известно как лиллирийская смола╗.

Но существует и иная версия возникновения мумие. Кое-кто из лингвистов утверждает, что само это слово Ч греческого происхождения, в буквальном пенреводе лсохраняющее, защищающее тело╗. Другие говорят, что еще до греков его придумали арабы, а первоначально лекарство называлось по персидски Ч лмум╗. Мумие напоминает состав, который в III тысячелетии до н. э. египтяне использовали для бальнзамирования тел умерших. Известный исследователь древнеегипетской культуры Петер Элебрахт считает, что одной из причин разграбления пирамид и других захоронений был именно мум. Сначала в лечебных целях использовали ткань, в которую были обернуты мумии. Потом в ход пошли и сами тела умерших. Свидетельством этому может служить сообщение лекаря Абдэль-Лятифа, сделанное около 1200 года, о том, что мумие, полученное из трех человеческих черепов, продавалось за полдирхема (немалые деньги для того времени: дирхем Ч серебряная монета весом 297 граммов). Предприимчивые купцы Каира и Александрии нанимали египетских крестьян для раскопок некрополей, а найденные человеческие кости размалывались и рассылались во все концы света...

Время шло, и популярность некротического лекарства росла. Шекспировский Отелло носил с собой платок из лволшебной, таинственной ткани, окрашенной могильной краской мумий╗. Был период, когда среди высоконпоставленных вельмож появилась мода иметь при себе мешочки с порошком из мумий. Известно, что король Франции Франциск 1 никогда не выезжал за ворота дворца без заветного кожаного кисета, прикрепленного к седлу лошади...

Помимо лечебных свойств, мумие приписывались и другие, не имеющие ничего общего со здоровьем качества. Король Англии Карл II втирал в кожу порошок из праха мумий, веря, что это сделает его таким же великим правителем, какими были древние фараоны. В эпоху Возрождения живописцы добавляли в краску порошок из мумий: считалось, что это предохраняет картины от трещин.

Наверное, тогда, на пике популярности препаратов из мумий, средневенковые шарлатаны и совершили подменну понятий. О консерванте, с помощью которого осуществлялось бальзамиронвание, лпозабыли╗, а чудодейственными лечебными свойствами стали наделять мертвую человеческую плоть. Со временем трансформировалось само понятие лмумия╗ Ч так начали называть всевозможные снадобья, приготовленные из тел усопших, а также, как сказали бы сейчас, из продуктов жизнедеятельности живых людей.

Трупотерапия

Уже в XIV веке для приготовления волшебного зелья стали использовать трупы недавно умерших людей и казненных преступников. Случалось, что палачи прямо с эшафота продавали свежую кровь и лчеловеческий жир╗. Французский врач Ги де Лафонтен из Наварры в 1564 году писал, что на складе одного из торговцев мумие в Александрии были обнаружены груды тел рабов, предназначенных для переработки в пресловутое снадобье.

О том, каким образом это делалось, рассказывается в книге О. Кролла, изданной в 1609 году в Германии:

лВозьмите неповрежденный чистый труп рыжеволосого мужчины 24 лет, казненного не ранее одного дня тому назад, предпочтительно через повешение, колесование или посажение на кол... Подержите его один день и одну ночь под солнцем и луной, затем разрежьте на крупные куски и посыпьте порошком мирры и алоэ, чтобы он не был слишком горьким...╗

Был и другой способ:

л...Плоть нужно подержать несколько дней в винном спирте, затем подвесить в тенечке и высушить на ветерке. После этого вам опять понадобится винный спирт для восстановления у плоти красного оттенка. Поскольку внешний вид трупа неотвратно вызывает позывы тошноты, хорошо бы месяц вымачивать эту мумию в оливковом масле. Масло вбирает в себя микроэлементы мумии, и его тоже можно применять в качестве лекарственного средства, особенно как противоядие от укусов змеи╗.

Еще один рецепт предлагал известный фарманцевт Николае Лефевр в своей лПолной книге о хинмии╗, изданной в Лондоне в 1664 году. Прежде всего, писал он, нужно отрезать мышцы от тела здорового и молодого мужчины, вымочить их в винном спирте, после чего повесить в сухом прохладном месте. Если воздух очень влажный или идет дождь, то лэти мышцы надо повесить в трубе и каждый день сушить их на несильном огне из можжевельника, с иголками и шишечками, до состояния солонины, которую моряки берут в дальние плавания╗.

Считалось, что человек, умерший насильственной смертью, в плане изготовления из него целебных препаратов ценнее, чем тот, кто ушел из жизни после продолжительной болезни (хотя шарлатаны не брезговали и такими трупами, а также останками кошек и собак). Многие лекари того времени подчеркивали, что смерть должна быть быстрой и чиснтой. Особенно ценились трупы людей, погибших во время песчаных бурь в пустыне Сахара.

Магические нечистоты

Вопрос об изготовлении лтелесной мумии╗ не обошел своим вниманием и один из наиболее выдающихся врачей и естествоиспытателей XVI века Парацельс. В те времена лекарства из мумий по своей значимости сравнивались с лфилософским камнем╗, конторый искали алхимики. В трудах Парацельса рассказывается и о так называемой лспиритуальной мумии╗. Ее приготовляли из человеческого пота и... испражнений, высушенных на воздухе подальше от солнечных лучей, чтобы в них накопились эманации человечеснкого организма. Считалось, что для исцеления достаточно потереть кожу кусочком лспиритуальной мумии╗. Или можно закопать ее в горшок с комнатным растением Ч тогда сила мумии переходит в листья и стебель цветка. Полагали, что этот препарат был чемто вроде приворотного зелья, мог примирить врагов и восстановить мир между супругами.

Сладкая смерть

Постепенно технология изготовления лекарств из человеческих тел стала еще более изощренной. Лекари провозгласили, что его целительная сила увеличится, если использовать труп пожертвовавшего собой человека. Проводились параллели с христианским вероучением, согласно которому Иисус Христос отдал свою жизнь во имя искупления человеческих грехов. Во время причастия верующие символически вкушают кровь и плоть Христову. И появились люди, добровольно соглашавшиеся приннести себя в жертву!

Например, в одной из стран Аравийского полунострова мужчины в возрасте от 70 до 80 лет отдавали свои тела ради спасения других. Они ничего не ели, только пили мед и принимали ванны из него. Через месяц они сами начинали источать этот мед в виде урины и фекалий. После того как лсладкие старички╗ умирали, их тела помещали в каменный саркофаг, наполненный тем же медом. Спустя сто лет останки вынимались. Так получали лекарственное вещество Ч лконфекцию╗, которое, как считали, могло моментально излечить человека от всех болезней.

А в Персии для того, чтобы приготовить такой препарат, нужен был молодой человек до 30 лет. В качестве компенсации за смерть его некоторое время хорошо кормили и всячески ублажали. Он жил как принц, а потом его топили в смеси меда, наркотиков и лекарственных трав, тело запечатывали в гробу и вскрывали только через 150 лет. Лечение подобными лпрепаратами╗ практиковалось во многих странах Ближнего Востока и Азии.

В Бирме лучшим лекарством считался мед, лнастоенный╗ на трупах, которые держали в нем до кремации. А мед, в котором хранились останки монаха, вообще был панацеей от всех болезней.

В Японии также известны случаи священной мумификации. Некоторые монахи определенным образом голодали и умирали, после чего их тела бальзамировали и на три года помещали в склеп. Потом их высушивали, резали на кусочки и съедал и...

Считалось, что все эти лечебные препараты так или иначе были разновидностями мумие. Нетрудно заметить, что никакие лслезы каменных великанов╗ в рецептах не упоминались...

Истина в... борще?

Между сторонниками и противниками применения мумие до сих пор ведутся лпоединки╗. Так, лет 15 назад в журнале лХимия и жизнь╗ была опубликована статья, автор которой исследовал загадочное вещество при помощи спектрального метода. Он обнаружил в спектрах мумие характерные сигналы активных групп каких-то органических соединений, которым и приписал целебные свойства препарата. Через некоторое время в том же журнале появилась другая публикация, в которой рассказывалось, что сотрудники химического факультета МГУ упарили... борщ из университетской столовой и измерили спектры полученной массы. И эти спектры оказались практически аналогичными спектрам мумие! Обънясняется это тем, что лактивные группы╗ присутствуют во всех органических соединениях. По видимому, такие же результаты мог бы дать и анализ гуано летучих мышей...

Интересное мнение высказал профессор Н. Макаров, в течение многих лет изучавший мумие. Он полагает, что оно представляет собой набор микроэлементов, которые составляют основу любого организма. Причем эти микроэлементы содержатся не только в живых организмах, но и в продуктах их распада. Специалисты из лаборатории Макарова получили такое вещество искусственным путем. Оно действительно повышает работоспособность людей, смягчает последствия радиационного воздействия и даже усиливает мужскую потенцию. Получается, что, изготавливая лекарства из человеческих трупов, средневековые лекари не так уж сильно заблуждались! Ведь еще Парацельс в свое время сформулировал идею лечения лекарствами из мумий: лДля человеческого организма нет более действенного и подходящего лекарства, чем само человеческое тело, доведенное до состояния медикамента╗.

И между прочим, не только в прежние, лтемные╗ времена люди могли дойти до того, чтобы есть мертвечину или употреблять внутрь экскременты. Вспомним популярную в наше просвещенное время уринотерапию. Или интерферон, привычное для многих средство от простуды: в основе его лежит... вытяжка из покойников!

Нет ответа?

Вот и получается, что однозначно ответить на вопрос, что же такое мумие: чудодейственное лекарство или афера, растянувшаяся на века, Ч наверное, невозможно. Официальная медицина не включает мумие в перечень лечебных средств, так как специалисты до сих пор не могут решить, обладает ли оно какими-нибудь лечебными свойствами. Исцеляет оно, является опасным для здоровья или вообще не оказывает никакого действия Ч зависит, скорее всего, от индивидуальных особенностей человека. Возможно, немалую роль играет и настрой пациента на излечение. Однако на рынке этот препарат упорно продолжают рекламировать как панацею от всех бед. И неудивительно: во все времена торговцы надеждой неизменно получали большие прибыли.

Статью написала Мария Павлюченко

на главную

Используются технологии uCoz